МБОУ «Андреевская СШ»
Свято- Никольский Казачий собор
Выполнила: ученица 5 класса
Андреевской СШ, Саргатского р.
Омской области
Тугова Наталья.
Введение
В настоящее время все чаще возникает потребность в изучении и познании ценностей традиционной отечественной культуры. И у нас есть уникальная возможность узнать традиции, поскольку мы живем в том месте, который богат православными традициями. И нам необходимо знать историю своего края, ведь нравственность — есть основа любого общества.
Среди многочисленных сибирских святынь, каждый из которых имеет огромное значение, я решила рассмотреть Никольскую казачью церковь.
Цель- рассмотреть Свято- Никольский Казачий собор, как одну из «Сибирских святынь».
Были выделены следующие задачи:
- Изучить историю создания Свято – Никольского Казачьего собора;
- Рассмотреть историю почитания «Местночтимых икон».
Данный собор- это самый старый храм в городе Омске, уцелевший в годы советской власти.
История создания Свято – Никольского Казачьего собора
Никольская казачья церковь (собор с 1916 года) заложена 15 мая 1833 года. Это самый старый храм в Омске и является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 г. Храм построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан. В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова (1769-1848гг.), автора многочисленных построек в С.-Петербурге и Москве. (рис.1).
В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска. Строительство продолжалось до июня 1840 г. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым. Три престола собора были посвящены святому Николе Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Собор представлял собой вытянутый прямоугольник. Высота до основания шпиля колокольни 24 м, до креста — 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных сел. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Новых посёлков. В сентябре 1897 г. при Казачьем Никольском соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме. (рис.2).
В 1883 г. из Березова, уездного города Тобольской губернии, в собор было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков. С виду Знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен Святой Великомученик Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков Знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных «батыров». Вид Всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.
В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович (Николай II), Л. Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л. Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева. В 1921 году «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование. Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1928 года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола, на трапезной и притвором надстроены два этажа. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа». В 1960 году собор хотели снести — спасли его протесты интеллигенции. С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. С 1983 года здесь разместился зал органной и камерной музыки. С 1991 года благодаря молитвам и трудам Высокопреосвященнейшего Владыки Феодосия здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омско-Тарской епархией. К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного Знамени Ермака, которая ныне хранится в Свято-Никольском Казачьем соборе. В 1998 г. по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орган переместили в здание бывшего кинотеатра. С июня 1998 года собор передали Омско-Тарскому епархиальному управлению. 8 августа 2004 года в связи с празднованием 288-летия Омска, был осуществлен вынос святыни Сибирского Казачьего войска — Знамени Ермака из Свято-Никольского Казачьего собора. Собравшиеся на это мероприятие представители Омского Казачества отдали дань памяти и уважения Символу боевой памяти предков, положивших жизни во славу Святой Руси и Православной Веры. И вот восстановленный Символ побед Сибирского Казачьего войска, расправленный под яркими лучами солнца объединил представителей омского казачества. Напомнил всем, что где бы и когда не оказывались казаки, они не забывали, что должны быть едины в своем порыве верой и правдой служить Великой России. И святой долг каждого казака превознести и приумножить славу своих героических предков, раздвинувших рубежи Империи от Океана до Океана.
История почитания «местночтимых икон»
Абалакская икона Божией Матери — чудотворный образ Богородицы, самая почитаемая икона Богоматери в Сибири. Написана в 1637 году при тобольском архиепископе Нектарии протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем, «искуснейшим из иконописцев». На этой иконе Богородица изображена с двумя святыми по сторонам: святым Николаем Чудотворцем и святой Марией Египетской. Именно так просила Богородица написать Ее, явившись во сне некой вдове в селе Абалак Тобольского уезда. Известно много чудотворных списков Абалацкой иконы, благоговейно чтимых по всей Сибири. В Свято-Никольском соборе доступен для всеобщего поклонения старинный список чудотворного образа, празднование которого совершается 2 августа и 10 декабря по новому стилю.( рис.3).
Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти. Старинная икона святителя Иоанна в нашем храме расположена прямо напротив Абалакского образа Пречистой Божьей Матери.
Сегодня внутреннее убранство храма кардинально отличается от былого. Он имеет прекрасный иконостас, выполненный по проекту Гульченко Василия Николаевича бригадой резчиков под руководством Малых Владимира Леонидовича. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Великолепные храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Фофиных Дмитрием Николаевичем, Голубевой Татьяной, Костылёвым Артуром, Ходыкиным Владимиром, Дионисием и Наталией Непобедимы. Собор живёт полной духовной жизнью: в нём ежедневно служится Божественная Литургия, совершаются крещения, венчания и другие православные обряды.
Заключение
На основе собранного материала можно сделать вывод, что Свято- Никольский Казачий собор является «Сибирской святыней» Всё сказанное выше доказывает, что собор – это исторический памятник архитектуры. Надо почувствовать ответственность перед потомками за жизнь этого памятника, напоминающего об уходящей эпохе. И мы постараемся свято чтить традиции, передаваемые нам от наших предков.
Литература
1. Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XYIII — начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. — Омск, 1995. — С. 99-100.
2. Лебедева Н.И. Никольская войсковая казачья церковь // Вестник культуры: Пресс- бюллетень. – 1991. — № 1. – С. 1, 7.
3. Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. — 1993 г. — № 2. — С. 99-102.
4. Циммерман Э. По великой Сибирской железной дороге // Вестник Европы. – 1903. — № 1. — С. 126.
5. Шухов И. Картины старого Омска // Омский альманах. Кн. 5. — Омск, 1945. — С. 82-87.
Оставьте комментарий